В условиях современного мира любой объект собственности — это возможный источник дохода и объект рыночной сделки. Таким же объектом являются и права собственника. Нематериальные активы (товарные знаки, бренд, технологии, ноу-хау, специальные маркетинговые разработки) оказывают существенное влияние на конкурентоспособность и эффективность ведения бизнеса — они способны приносить дополнительные доходы.
Оценка деловой репутации (Goodwill)
На стоимость компании, её конкурентоспособность, нередко влияет именно «деловая репутация», как принято говорить в России. В западных странах и в международной практике применяется термин «Гудвилл» (Goodwill).
Оценка репутации фирмы (Гудвилла) состоит в определении совокупности тех элементов бизнеса или персональных качеств, которые стимулируют клиентов обращаться именно к данной компании, которые приносят фирме прибыль сверх требуемой для получения разумного дохода на все остальные активы компании.
Гудвилл в деловом мире рассматривается как стоимость деловой репутации фирмы. Деловая репутация в структуре нематериальных благ выделена согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ. Гудвилл возникает, когда компания получает стабильные, высокие прибыли, ее доходы превышающие средний уровень в данной отрасли. Гудвилл как экономическая величина оценивается и принимается на баланс только в момент смены владельца предприятия.
Оценка стоимости гудвилла осуществляется по двум основным методам:
-
Избыточных прибылей.
Оценка Гудвилла как бренда, который помогает компании извлекать больше прибыли по сравнению с ситуацией, если бы она продавала небрендированный товар, не обладающий известной торговой маркой.
-
Балансовом.
Стоимость Гудвилла равняется разнице между стоимостью бизнеса в целом и стоимостью его активов, как материальных, так и нематериальных.
В каких случаях нужно оценивать Гудвилл?
-
Покупка или продажа бизнеса — это основная причина, по которой важно оценить Гудвилл. Ведь помимо материальных активов, компания заработала еще и определенную лояльность потребителей, смогла занять определенную нишу на рынке, дала знания и опыт своим сотрудникам. Расчет этого крайне важен, поскольку, как уже говорилось, продажа предприятия может происходить за гораздо более высокую цену при хорошем Гудвилле;
-
Слияние и поглощение компании — здесь причины те же, что и при покупке или продаже бизнеса. Важно учесть всю выгодность сделки — иначе одна из сторон потеряет интерес к её совершению;
-
Принятие управленческих решений — знание о точной стоимости своей компании помогает принимать более точные и верные управленческие решения.
Преимущества оценки гудвилла в нашей компании:
|
Гарантия. |
|
Оперативность. |
|
Удобство. |
|
Электронный документооборот. |
|
Качество. |
|
Профессионализм. |
|
Сроки. |
|
Результат. |
|
Нам доверяют. |
Перечень документов, необходимых для оценки деловой репутации (Goodwill):
- Копии учредительных документов (Устав, Учредительный договор, Свидетельство о регистрации).
- Копии проспектов эмиссии, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг (для акционерных обществ).
- Виды деятельности и организационная структура компании.
- Копии договоров аренды на недвижимое имущество (если есть).
- Данные бухгалтерской отчетности за последние 3-5 лет (или возможное количество предшествующих периодов): бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках.
- Последнее заключение аудитора (если проводилась аудиторская проверка).
- Ведомость основных фондов.
- Инвентарные списки имущества.
- Данные о всех активах (недвижимости, запасах, акциях сторонних обществ, векселях, нематериальных активах и пр.).
- Расшифровка кредиторской задолженности.
- Расшифровка дебиторской задолженности: по срокам образования, по видам дебиторской задолженности, доля сомнительной задолженности.
- Информация о наличии дочерних компаний, холдингов (если есть), финансовая документация по ним.
- План развития предприятия на ближайшие 3-5 лет с указанием планируемой валовой выручки по товарам/услугам, необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли - по годам.
Данный перечень документов носит предварительный характер и может быть сокращен или расширен после детального ознакомления оценщика с заданием на экспертизу.
Стоимость и сроки выполнения работ по оценке гудвилла (деловой репутации):
Вид услуги | Стоимость, руб. | Сроки |
---|---|---|
Оценка деловой репутации | Индивидуальный подход к каждому клиенту | от 5 дней |